Проблема профессионального и личностного роста педагога




Проблема профессионального и личностного роста педагога

 

Каждый человек независимо от возраста способен к самосовершенствованию. Особенно ценность имеет определенный вид изменений – процесс личностного развития. Это чрезвычайно важный момент для межличностного общения.

Исследование проблемы личностного профессионального роста в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации, профессионального самоопределения воспитания. Исходным тезисом большинство отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, а потому человек изучается с позиции его соответствия профессии и успешной деятельности в ней.

Идея самосовершенствования является центральной для многих психологических и акмеологических концепций (Бодалев А.А., Фромм Э. ,Зинченко В.П. и др.). В них указывается, что потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе.

Исследования личностного профессионального самоопределения в трудных ситуациях деятельности выявили, что показателем личностного роста является преодоление затруднений путем рефлексивного самоопределения, обогащение личности новыми средствами самореализации в профессионально- значимых ситуациях.

Наиболее общим понятием, в рамках которого может быть проанализировано самосовершенствование, является понятие саморазвитие. Профессиональное саморазвитие является лишь частью саморазвития личности, определяемое у взрослого человека его включенностью в работу и удовлетворенностью профессиональной деятельностью.

Самосовершенствование является наиболее адекватной формат саморазвитие, означающей, что человек сам, самостоятельно желает быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает такими видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование – это  процесс сознательного самоуправления развития личности, своими качествами и способностями.

Большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем самосовершенствовании и ищут его. В отечественной психологии самосовершенствование рассматривается как один из видов активности, направленный на изменение, преобразование, улучшение самого себя.

Огромное значение процесс саморазвития, самосовершенствования играет в становлении и развитии личности учителя. Это положение признано многими представителями психологии (Р. Бернс, С.Б. Елканов, А. Маслоу и др.). Из этих работ следует, что достижение целей педагогической деятельности требует специальной осмысленной работы педагога по профессиональному и личностному самосовершенствованию. Самосовершенствование педагога должно привести его в новое качественное состояние, обогатить его творческий потенциал и улучшить его практическое использование.

Педагог – субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя, что, в свою очередь, предполагает его готовность и способность: 1.быть открытым личному опыту то есть подходить к своим успехам и  неудачам как к своим проблемам. 2.Конструктивно самоизменяться на личностном уровне. 3. Совершенствовать свои профессиональные знания и умения педагога.4.Осуществлять необходимую исследовательскую работу в целях совершенствования собственной воспитательной деятельности.

Л.М.Митина отличает, что профессиональное развитие не отделимо от личностного, в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную  жизнедеятельность в предмет практического преобразования, ведущего к творческой  самореализации. По ее мнению, у педагога есть 3 возможности в определении перспектив своего развития – это путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности).  Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, когда педагог останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, в результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому, и как итог – утрачивается даже то, что когда – то позволяло быть на уровне требований.

Выраженная  тенденция к самосовершенствованию является своеобразным показателем определенного уровня  педагогического мастерства. Имеющийся опыт гибко трансформируется  учителем, исходя из особенностей каждой конкретной ситуации. Умеренная тенденция свидетельствует о подчинении деятельности учителя сложившейся в системе взглядов и представлений о себе. Принимаемые формы опыта: свои личностные особенности, профессиональные качества, отсутствие желания изменяться в лучшую сторону – не позволяют педагогу реагировать на изменяющиеся обстоятельства, являются причиной низкой эффективности общения.

Тенденция к самосовершенствованию выступает в качестве важнейшего личностного фактора, лежащего в основе  ориентированности педагога на личностную модель взаимодействия. Самовоспитание нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой – это внутренняя организация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни,  которое он выбирает. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на самосовершенствование самого себя. И как у всякой деятельности, у нее есть определенная структура, логика, последовательность действий.

С чего же начинается работа над собой? 1. с определения цели: чего я хочу достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким я хочу стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. Учителю необходим профессиональный идеал, который стал бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Профессиональный идеал – это своего рода эталон, перспектива, воплощающая ваши отдаленные цели и стремления. Идеал у каждого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Но вместе с тем педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее избрал, вполне конкретные нормативные требования, без которых вы не можете состояться как учитель. На основе этих требований определены те качества личности, знания, умения, которыми должен обладать педагог, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики профессиограммы. Профессиограмма позволяет каждому из вас определить степень развитости у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию. 2. Необходимо соотнести с этой целью, с идеалом свои возможности, способности. Для этого познание и сознание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей. В самопознании главное – выявление собственных положительных качеств, потенций, способностей, ибо, только опираясь на позитивное в себе, мы сможем преодолеть свои недостатки. 3. строится программа – план самовоспитания своих положительных качеств и преодоление недостатков. Программа самовоспитания содержит в себе конкретные шаги по достижению тех задач, которые ставит перед собой человек. Составить программу своего профессионально-личностного роста можно на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в вашем профессиональном идеале или профессиограмме учителя. Успех работы над собой во многом зависит от умения организовать свою работу: от того, как вы планируете свой день, умеете ли контролировать себя, насколько овладели навыками работы с литературой. Работа над собой – это постоянный труд, требующий от того, кто им занимается, выдержки, терпения, силы воли, оптимизма. Побеждает тот, кто умеет себя преодолеть.



Создан 25 фев 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Яндекс.Метрика